Университет-Государство ГлобалЭкоПолис

Мы, конечно же, понимали и понимаем, что не все ладно в нашем чекистском королевстве с детьми, оставшимся, как это принято говорить, без попечения родителей, при живых ли родителях или без оных, в сиротском приюте или в навороченном особняке. И это, естественно, касается каждого из нас, поскольку "не спрашивай, по ком звонит колокол..." А колокол звонит все громче и громче, чему весьма впечатляющим подтверждением является наисвежайший материал от более чем интересного электронного журнала о благотворительности "Филантроп":

 

"Один из десяти. Что показывают исследования жизнестойкости детей-сирот

Александр Гезалов — о научном исследовании, которое показывает, что ко взрослой жизни адаптируются только 10% выпускников детских домов.

ребенок на дороге

На днях в «Центре социальной (постинтернатной) адаптации» детей-сирот на Дегунинской улице в Москве прошёл круглый стол, на котором обсуждали работу этого учреждения. Конечно, тема разговора оказалась шире — обо всём, что касается вообще адаптации детей-сирот в России.

После экскурсии по десятиэтажному зданию Центра адаптации началось обсуждение, которое по приглашению Департамента социальной защиты населения города Москвы вела Галина Семья. Первой выступила директор Центра Ольга Мишина, которая не стала скрывать проблем. Она рассказала, например, что детские дома по сути избавляются от трудных подростков, отправляя ей детей, и что в центре живут молодые мамы-сироты с детьми. Потом были замечательные выступления и Екатерины Селениной (фонд «Надежда»), которая говорила о важности образования детей-сирот, и Александры Телицыной, исполнительного директора «Старших Братьев Старших Сестёр» — пожалуй, пока что лучшего наставнического проекта в нашей стране. А представитель «Кидсейв» рассказал о программе наставничества в этом фонде. Алексей Головань доложил о работе фонда «Соучастие в судьбе». В общем, всё те же милые, известные и люди и лица. Были показаны фильмы и презентации.

И вот это всё мы делаем уже последние пятнадцать лет.

Все понимают, что система детских домов не готовит сирот к самостоятельной жизни, добровольческие набеги тоже не эффективны. Наставнические программы в нашей стране только набирают оборот.

Если честно, я уже заскучал, два раза сходил за чаем. И тут выступила Анна Щербакова, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского городского психолого-педагогического университета. Она сообщила, что последние 10–15 лет уровень жизнестойкости (резилиенса) сирот после детдомов составляет стабильные 10%. «Схлопываются» они на пороге 26–30 лет. Таковы данные исследования, которое было проведено в российских детских домах.

Это выступление стало для меня главным событием.

Важно то, что из детдомов выходят дети, которые по уровню развития отстают от сверстников. И пусть внешне это не всегда заметно, но в отставании — реальная угроза для будущего ребёнка.

После выпуска из детского дома сироты продолжают жить на всём готовом ещё 6–8 лет. Они очень долго питаются «теплом» детского дома, не делают самостоятельных шагов, тогда как их «семейные» сверстники уже встают на крыло.

В 25–26 лет, когда уже точно пора действовать и жить самостоятельно, для выпускников детдома это становится открытием. При этом необходимых алгоритмов у них попросту нет.

Чтобы плавно вывести сироту в самостоятельную жизнь, нужна система сопровождения, но не такая, как распространена сейчас. Нужно не решать проблемы за выпускника, а сделать так, чтобы он всё старался реализовать сам, лично, своими руками и ногами, а главное — сознанием.

Анна Щербакова говорила тихо, как говорила бы мать о своих пропавших детях. В её тихих словах слышалась боль за то, что вокруг сирот появилось столько всего ресурсного, но при этом в общество встраивается по-прежнему лишь каждый десятый — как и двадцать лет назад.

Возможно, встреча директоров детдомов, которая пройдет 25 июня в Самаре, подтолкнет и сообщество, и самих директоров изменить свое ТЗ (техническое задание) относительно будущего ребёнка-сироты. Очень надеюсь, что они воспримут идеи Александры Телицыной о наставничестве над детьми-сиротами. У меня эти идеи вызывают такой образ.

Картинка: Алексей Иорш

Картинка: Алексей Иорш

Ангел-наставник становится ментором для ребёнка-сироты, отдаёт ему выращенное своими знаниями крыло и уже никуда не улетает. И, возможно, научится вместе с ребёнком из детского дома и ходить по нашей земле и даже жить. Чтобы постыдные 10% резилиенса детей-сирот ушли в прошлое.

Благодарю за помощь в подготовке материала Анну Щербакову и Екатерину Селенину."

Из этого материала мы узнаем не только очень даже симпатичное слово "резилиенс", о котором даже словари Яндекса ведать не ведают и слышать не слышали, но и что этот самый резилиенс, который, насколько можно понять из вышеприведенного материала, означает что-то типа "кпд" системы детских домов, у нас, в кичащейся своим ура-патриотизмом (под лозунгом "Своих не бросаем!") российской действительности катастрофически ниже паровоза - ведь десять процентов адаптировавшихся к российским реалиям выпускников детских домов означает, что 90 процентов из них к этим реалиям не адаптировались и де-факто остались вне общества (надо полагать, что именно про такого рода ситуации в народе говорят, что при таких друзьях, как наша чиновничья братия, для изведения народа никакие враги не нужны?!!!"! Которое, как известно, познается по отношению к слабым мира сего, то есть - к детям и старикам. И о реальном результате этого познания в отношении вроде бы как нашего будто бы как общества даже подумать страшно, и не случайно весьма познавательный материал от сайта Русская Демография, посвященный банкиру-усыновителю Роману Авдееву, озаглавлен более чем по делу: "Общество, в котором есть детские дома, не имеет будущего!"

Но сей материал мы затеяли, ясен пень, не для того, чтобы лаять на Луну, а для того, чтобы обратить внимание заинтересованного читателя на тот весьма важный факт, что именно наша система ДанкоЛифтинга как система всесторонней комплексной поддержки процесса становления перспективной МетаЛичности в ходе ее следования своему призванию, своему высокому предназначению, своей уникальной высшей миссии, система, опирающаяся на нашу МетаФондоТриаду комплексной опережающей социализации будущей МетаЛичности, система, к монтажу которой в рамках нашего будущего ГлобЭкСис-Комплекса, поддерживаемого нашим же будущим СоциоМетаКомплексом, мы постепенно, шаг за шагом, сантиметр за сантиметром, аккурат сейчас и переходим. Что не просто позволит нам - потребует от нас весьма серьезных усилий, направленных на то, чтобы создавать нашу систему ГлобалЭкспертов "от Потребителя" в опоре не только на выдающийся потенциал наших пенсионеров, инвалидов, одиноких и многодетных матерей, безработных, молодежи и детей, живущих в своих квартирах, в своих семьях, в своей родной домашней обстановке, но и на не менее вдохновляющий, но куда более тяжко "поднимаемый", потенциал наших российских детских домов и иных организаций подобного рода. Чтобы со временем, возможно, совсем не долгим, сделать и все естественно вытекающие из окружающей нас ситуации последующие шаги - шаги в направлении домов престарелых, хосписов, мест заключения и иных организаций, в которые человека может завести его жизненная стезя, порой совсем не по его же доброй воле

Ведь главной особенностью нашего подхода является не принцип "главного звена", согласно которого нужно решить наиболее значимую проблему не в полной мере адаптирована к современной жизни в современном, весьма далеком от гуманности, обществе человека (обеспечение жильем, здоровьем, работой и т.п.), а там хоть трава не расти - главной особенностью нашего подхода к проблеме ДанкоЛифтинга, равно как и к проблеме формирования нашей системы нашего же МетаФандрайзинга, опирающегося на принцип МетаЛифтинга (ДанкоЛифтинга), является твердое следование принципам МетаХолизма (целостности восприятия ситуации и перспектив ее развития) и МетаАксиоматичности, что и позволяет ставить нашу работу на твердый фундамент следования наиболее важным законам Вселенной, природы и общества, без чего в таких сложнейших социализационных вопросах, как адаптация к общественной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, говорить не приходится. Просто потому, что без вписания нашего ДанкоПодопечного, кем бы он ни являлся, в создаваемую нами планетарную систему поддержки, поддержки финансовой, материальной, информационной, социальной и духовной, говорить о каких бы то ни было внятных результатах не приходится в принципе (ведь 90 процентов отходов нашего детдомовского производства иначе как преступлением против народа, преступлением против человечности, преступлением против человечества назвать нельзя!). Что и предопределяет для нас перевод задачи включения в систему ДанкоЛифтинга в детских домах и иных заведениях социального призрения из "долгого ящика" в "ящик быстрый", и неудачные наши предшествовавшие попытки нащупать практически пригодные продолжения, которые мы, весьма, правда, робко, осуществляли в несколько более ранние поры, конечно же, остановить нас не должны - хотя бы потому, что сегодня мы имеем не набор базисных идей, а вполне реалистичную и реализуемую концепцию, что, согласитесь, две вельми и вельми большие разницы!

Источник - сайт нашего Народного Дела